ПРИЗНАКИ СИЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
- Обладает высокой сопротивляемостью к фрустрации, то есть состояниям, возникающим при столкновении с препятствиями, кажущимися непреодолимыми.
- Умеет общаться с людьми.
- Способен отказаться от своей точки зрения, если подчиненные докажут, что она не оптимальна.
- Обсуждает свои качества, принимает критику, но при этом сохраняет уверенность в себе.
- Выдержанно принимает и победы, и поражения.
- Проигрывает без чувства поражения, немедленно принимаясь за новые проблемы.
- Энергичен, с высоким уровнем усилий.
- Компетентен в проблемах управления.
- Любит управлять, организовывать дело.
- Способен вызвать расположение к себе.
- Способен видеть изменения и внутри организации и вне ее.
- Готов к изменениям и готов их начать.
- Способен нести ответственность за решения.
- Умеет продуктивно использовать свое время.
ПРИЗНАКИ СЛАБОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
- Всегда сталкивается с массой неожиданных, непредвиденных обстоятельств, тратя на устранение их колоссальное количество времени и сил.
- Убежден, что знает дело и умеет его делать лучше всех, поэтому все старается делать сам.
- Занят делами, старается вникать во все дела, поэтому практически не имеет времени.
- Заваливает бумагами письменный стол, при этом совершенно непонятно, какие из них важные, какие срочные, а какие вообще не нужны.
- Работает с раннего утра и до позднего вечера, порой даже по ночам.
- Его портфель «раздут» от бумаг, которые руководитель носит с работы домой и назад.
- Решение любого, а тем более важного, вопроса старается отложить. Он надеется на то, что вопрос либо решится сам, либо его решит кто-то другой.
- Если он берется за решение проблемы, то никогда не решает ее до конца. В результате этого груз нерешенных проблем начинает все больше и больше давить на него, вынуждая совершать управленческие ошибки.
- Обладает «черно-белым» мышлением. Все видит только белым и только черным, его оценки всегда однозначны, категоричны, не имеют оттенков. Это приводит к тому, что менеджер теряет возможности достигать компромисса. «Пан или пропал!» - не лучший девиз для менеджера.
- Придает слишком большое значение случайным, второстепенным деталям, не умея отличить главное от второстепенного, важное от неважного, существенное от несущественного. Он раздувает детали, склонен «из мухи делать слона».
- Старается принять наилучшее решение вместо выполнимых. Искусство управления, кроме всего прочего, заключается еще и в том, чтобы выбирать решение не из множества возможных (идеальных), а из реально имеющихся, реально выполнимых. Максимально эффективное решение при минимальном ущемлении интересов - главный ориентир современного менеджера.
- Старается избегать ответственности, склонен валить вину на других, короче говоря, ищет «козла отпущения».
- Присваивает себе успехи своего коллектива и отдельных его сотрудников, следуя принципу «их успехи были бы невозможны без моего чуткого руководства».
ОДИННАДЦАТЬ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Стрессы, давление и неопределенность во все большей мере присутствуют в большинстве форм жизни организаций. Поэтому от умелых менеджеров требуется способность эффективно управлять собой и своим временем.
- Эрозия традиционных ценностей привела к серьезному расстройству личных убеждений и ценностей. Поэтому от современных менеджеров требуется способность прояснить свои личные ценности.
- Имеется широкая возможность выбора. Поэтому от менеджеров требуется четко определить как цели выполняемой работы, так и собственные цели.
- Организационные системы не в состоянии обеспечить все возможности для обучения, требующиеся современному руководителю. Поэтому каждый менеджер должен сам поддерживать постоянный собственный рост и развитие.
- Проблем становится все больше, и они все сложнее, в то время как средства их решения - зачастую более ограничены. Поэтому способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной чертой управленческих навыков.
- Постоянная борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы и прибыльность делают необходимыми выдвижение новых идей и постоянное приспосабливание. Поэтому руководители должны быть изобретательны и способны гибко реагировать на изменения ситуации.
- Традиционные, иерархические отношения затрудняются. Поэтому эффективное управление призывает к использованию навыков влияния на окружающих, не прибегая к прямым приказам.
- Многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои возможности и не отвечают вызовам настоящего и будущего. Поэтому требуются новые, более современные управленческие приемы, и многие менеджеры должны освоить иные подходы в отношении своих подчиненных.
- Большие затраты и трудности связаны с использованием наемных работников. Поэтому от каждого руководителя требуется более умелое использование людских ресурсов.
- Возрастающие масштабы изменений требуют развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного «устаревания». По этому менеджерам требуется умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков.
- Сложные проблем во все большей мере требуют объединения усилий нескольких людей. Поэтому менеджер должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе.
По материалам книги «Раскрепощенный менеджер» М. Вудкока и Д. Фрэнсиса
КАК СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ
- Попробуйте улыбнуться и удержать улыбку относительно долгое время. И вы почувствуете, что настроение непроизвольно начнет немного улучшается. Начните дышать глубоко - и вы станете успокаиваться.
- Собираясь на работу, представьте себе: как пройдет этот день, что может вас порадовать. «Увидьте» те моменты, когда вы оказались на высоте и довольны собой. «Услышьте» добрые слова, которые говорят вам, которые говорите вы сами. Внутренне улыбнитесь всему этому и запомните свое состояние. Глубоко вздохните и расслабьтесь. Это поможет вам настроиться на хороший рабочий день, который именно так и пройдет.
- Когда вам кажется, что вашему спокойствию может что-то (или кто-то) угрожать, скажите себе «Вместо растерянности и страха я выбираю любовь и покой». Это одна из психологических формул самовнушения. Конечно, с первого раза может и не все получиться. Главное в этом случае - верить себе и тому, что говорите. И все получится.
По материалам статьи Е.Е.Брилинг «Несколько слов об умении управлять своим психическим состоянием»