О руководителях

ПРИЗНАКИ СИЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

  • Обладает высокой сопротивляемостью к фрустрации, то есть состояниям, возникающим при столкновении с препятствиями, кажущимися непреодолимыми.
  • Умеет общаться с людьми.
  • Способен отказаться от своей точки зрения, если подчиненные докажут, что она не оптимальна.
  • Обсуждает свои качества, принимает критику, но при этом сохраняет уверенность в себе.
  • Выдержанно принимает и победы, и поражения.
  • Проигрывает без чувства поражения, немедленно принимаясь за новые проблемы.
  • Энергичен, с высоким уровнем усилий.
  • Компетентен в проблемах управления.
  • Любит управлять, организовывать дело.
  • Способен вызвать расположение к себе.
  • Способен видеть изменения и внутри организации и вне ее.
  • Готов к изменениям и готов их начать.
  • Способен нести ответственность за решения.
  • Умеет продуктивно использовать свое время.


ПРИЗНАКИ СЛАБОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

  • Всегда сталкивается с массой неожиданных, непредвиденных обстоятельств, тратя на устранение их колоссальное количество времени и сил.
  • Убежден, что знает дело и умеет его делать лучше всех, поэтому все старается делать сам.
  • Занят делами, старается вникать во все дела, поэтому практически не имеет времени.
  • Заваливает бумагами письменный стол, при этом совершенно непонятно, какие из них важные, какие срочные, а какие вообще не нужны.
  • Работает с раннего утра и до позднего вечера, порой даже по ночам.
  • Его портфель «раздут» от бумаг, которые руководитель носит с работы домой и назад.
  • Решение любого, а тем более важного, вопроса старается отложить. Он надеется на то, что вопрос либо решится сам, либо его решит кто-то другой.
  • Если он берется за решение проблемы, то никогда не решает ее до конца. В результате этого груз нерешенных проблем начинает все больше и больше давить на него, вынуждая совершать управленческие ошибки.
  • Обладает «черно-белым» мышлением. Все видит только белым и только черным, его оценки всегда однозначны, категоричны, не имеют оттенков. Это приводит к тому, что менеджер теряет возможности достигать компромисса. «Пан или пропал!» - не лучший девиз для менеджера.
  • Придает слишком большое значение случайным, второстепенным деталям, не умея отличить главное от второстепенного, важное от неважного, существенное от несущественного. Он раздувает детали, склонен «из мухи делать слона».
  • Старается принять наилучшее решение вместо выполнимых. Искусство управления, кроме всего прочего, заключается еще и в том, чтобы выбирать решение не из множества возможных (идеальных), а из реально имеющихся, реально выполнимых. Максимально эффективное решение при минимальном ущемлении интересов - главный ориентир современного менеджера.
  • Старается избегать ответственности, склонен валить вину на других, короче говоря, ищет «козла отпущения».
  • Присваивает себе успехи своего коллектива и отдельных его сотрудников, следуя принципу «их успехи были бы невозможны без моего чуткого руководства».


ОДИННАДЦАТЬ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  1. Стрессы, давление и неопределенность во все большей мере присутствуют в большинстве форм жизни организаций. Поэтому от умелых менеджеров требуется способность эффективно управлять собой и своим временем.
  2. Эрозия традиционных ценностей привела к серьезному расстройству личных убеждений и ценностей. Поэтому от современных менеджеров требуется способность прояснить свои личные ценности.
  3. Имеется широкая возможность выбора. Поэтому от менеджеров требуется четко определить как цели выполняемой работы, так и собственные цели.
  4. Организационные системы не в состоянии обеспечить все возможности для обучения, требующиеся современному руководителю. Поэтому каждый менеджер должен сам поддерживать постоянный собственный рост и развитие.
  5. Проблем становится все больше, и они все сложнее, в то время как средства их решения - зачастую более ограничены. Поэтому способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной чертой управленческих навыков.
  6. Постоянная борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы и прибыльность делают необходимыми выдвижение новых идей и постоянное приспосабливание. Поэтому руководители должны быть изобретательны и способны гибко реагировать на изменения ситуации.
  7. Традиционные, иерархические отношения затрудняются. Поэтому эффективное управление призывает к использованию навыков влияния на окружающих, не прибегая к прямым приказам.
  8. Многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои возможности и не отвечают вызовам настоящего и будущего. Поэтому требуются новые, более современные управленческие приемы, и многие менеджеры должны освоить иные подходы в отношении своих подчиненных.
  9. Большие затраты и трудности связаны с использованием наемных работников. Поэтому от каждого руководителя требуется более умелое использование людских ресурсов.
  10. Возрастающие масштабы изменений требуют развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного «устаревания». По этому менеджерам требуется умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков.
  11. Сложные проблем во все большей мере требуют объединения усилий нескольких людей. Поэтому менеджер должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе.

По материалам книги «Раскрепощенный менеджер» М. Вудкока и Д. Фрэнсиса


КАК СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ

  • Попробуйте улыбнуться и удержать улыбку относительно долгое время. И вы почувствуете, что настроение непроизвольно начнет немного улучшается. Начните дышать глубоко - и вы станете успокаиваться.
  • Собираясь на работу, представьте себе: как пройдет этот день, что может вас порадовать. «Увидьте» те моменты, когда вы оказались на высоте и довольны собой. «Услышьте» добрые слова, которые говорят вам, которые говорите вы сами. Внутренне улыбнитесь всему этому и запомните свое состояние. Глубоко вздохните и расслабьтесь. Это поможет вам настроиться на хороший рабочий день, который именно так и пройдет.
  • Когда вам кажется, что вашему спокойствию может что-то (или кто-то) угрожать, скажите себе «Вместо растерянности и страха я выбираю любовь и покой». Это одна из психологических формул самовнушения. Конечно, с первого раза может и не все получиться. Главное в этом случае - верить себе и тому, что говорите. И все получится.

По материалам статьи Е.Е.Брилинг «Несколько слов об умении управлять своим психическим состоянием»